С 1943 по 1945, когда не на шутку разыгралось противостояние советских и немецких спецслужб, очень хорошо проявили себя военные контрразведчики "СМЕРШ" (Смерть шпионам!). Всего за годы войны знаменитые "волкодавы", как их было принято тогда называть, обезвредили свыше 30 тысяч вражеских агентов и ликвидировали несколько сотен диверсионно-террористических групп. Одним словом, практическая работа сотрудников военной контрразведки осуществлялась в очень больших масштабах. А их противниками были не простые вражеские солдаты, а хорошо подготовленные выпускники немецких разведшкол. Основными же методами работы СМЕРШ, кроме оперативно-розыскной деятельности, было физическое воздействие (жесткое задержание, обезоруживание, конвоирование, форсированный допрос, иногда уничтожение вместо задержания). Все это и относится к армейскому рукопашному бою.
Надо также отметить, что контрразведчики хоть и вели работу на своей территории, им почти всегда приходилось "воевать не числом, а умением", так как основные силы были задействованы на фронте. И несмотря на это, они всегда были на высоте. Достаточно вспомнить главы из не так давно экранизированной повести В. Богомолова "Момент истины или в августе 44-го", которая до сих пор является настольной книгой всех российских контрразведчиков.
После окончания Второй Мировой войны и проведения тотальной демобилизации, боевые искусства спецслужб ушли в глубокое подполье. Уж очень узок был круг, продолжающих совершенствование в этом направлении. А на гражданке, в это же время, вовсю развивался спортивный вариант харлампиевского самбо. Прикладные же системы, по понятным причинам, так и не получив возможности стать достоянием масс, постепенно приходили в упадок. Только на высших курсах госбезопасности и в армейских диверсионных школах ветераны войны продолжали обучать кадровых офицеров искусству ведения реального боя голыми руками, но это все происходило "под семью замками". История повторялась! Но, как говорится, "свято место пусто не бывает".
Примерно в это же время, после окончания оккупации Японии войсками США, в стране "Восходящего солнца" была принята серьезная правительственная программа подъема национально-патриотического самосознания. Пытаясь возродить в населении дух легендарных самураев, руководство страны во главу угла поставило задачу небывалого по масштабам развития традиционных видов японских боевых искусств как у себя в стране, так и за рубежом. Мощно финансируемая государством, эта программа быстро принесла ощутимые результаты. По всему миру разъехались японские агенты-миссионеры, проповедуя превосходство дзюдо, каратэ-до, айкидо и других национальных систем, над всем известными видами единоборств Востока и Запада. И надо отдать должное, у них это получилось! По крайней мере, первым национальным видом борьбы, вошедшим в число олимпийских видов спорта, почему-то стало японское дзюдо, а не грузинская "чидаоба".
Кстати, освободившись от гнета Японии, аналогичным путем пошли и умные корейцы, превратив тхэквондо версии WTF в олимпийский вид спорта. Но вернемся к расцвету японских видов. В нашей стране, как известно, в то время был "железный занавес". Поэтому в Советским Союзе широким массам стало доступно лишь дзюдо, имеющее чисто спортивную направленность. Кто же первым одел дзюдоги (так правильно называется то, что сейчас безграмотно называют кимоно) и вышел на татами? Конечно же самбисты! Причем в первых же матчах они убедились в своем техническом превосходстве. А ведь все это мы уже проходили, выиграв у немецкой сборной по джиу-джитсу еще в начале 20-х со счетом 2:1. Почему же потом стали проигрывать японцам? Лишь по причине хитромудрости дзюдоистских правил. Как объяснил при нашей встрече и обсуждении этого вопроса участник первых таких соревнований, ученик легендарного Е.М. Чумакова, долгие годы проработавший главным инструктором по рукопашному бою в КГБ СССР, Заслуженный Мастер спорта СССР Б.П. Корякин:
"Мы привыкли бороться и выигрывать, а не выпендриваться перед судьями, изображая академическую чистоту традиционного броска". Но правила есть правила, поэтому пришлось подстраиваться и вскоре отечественное дзюдо поднялось на небывалую высоту. Но это ровном счетом ничего не значило для развития наших прикладных систем. Более того, несмотря на олимпийский статус дзюдо, и наше самбо получило мировое признание как более энергичный, зрелищный и эффективный вид спортивной борьбы. Да и правила в самбо более понятные и более защищенные от коррумпированных спортивных функционеров.
Даже в Японии, многие мастера признали самбо и с большим интересом наблюдают за его развитием. А несколько тысяч японцев вообще предпочли своему белому традиционному дзюдоги, цветную самбистскую куртку. А как же обстояло дело с прикладными системами?
Осенью 1950 года приказом Министра обороны СССР в составе армий и округов было создано свыше сорока отдельных рот специального назначения (ОРСН), то есть спецназ ГРУ. Кроме задач ведения глубинной разведки во вражеском тылу, перед этими подразделениями была поставлена задача обнаружения и уничтожения ядерных объектов противника в условиях войны.
Программа обучения бойцов спецназа, безусловно, включала и специальную подготовку по рукопашному бою. Встал вопрос! По какой же такой системе готовить наших "зеленых беретов"? А в это время, со всех наших резидентур, разбросанных по всему миру и, как обычно, обосновавшихся под крышами посольств, шли донесение за донесением о небывалом росте интереса к японским "супер" системам рукопашного боя. Причем особый интерес вызывало то, что эти системы активно берут на вооружение спецслужбы и силовые структуры США, Великобритании, Франции, ФРГ и других стран, считавшихся тогда для нас потенциальными противниками. Речь шла прежде всего о каратэ и айкидо.
Вот бы самое время провести глубокий анализ неизвестных систем и сравнить их с нашими, проверенными войной и временем. Но нет. Мы как та самая сорока, реагирующая на все блестящее, жадно заглотили наживку и попались на крючок собственным безолаберности и невежеству. Борьба между ветеранами и новаторами в области развития отечественного рукопашного боя была недолгой. Хорошо финансируемая Японией и странами Запада реклама сделала свое дело. Победила молодость! Как известно, и сейчас молодежь выбирает "Пепси", почему-то забывая вкус и целебные свойства русского кваса.
Ничего не изменилось! Кто платит, тот и заказывает музыку. А ведь безудержная пропаганда «восточных мудростей» еще ничего не значит.
Однажды, еще в 1945 году, пленные офицеры японской Квантунской армии, желая поддержать свой боевой дух, предложили нашему командованию провести турнир с русскими самбистами, что-то вроде сегодняшних боев без правил. Японцы выставили титулованных и очень сильных бойцов, но так и не выиграли у наших самбистов ни одного поединка. Да, история нас так ничему и не научила! Последним же ударом "по крышке гроба" отечественных прикладных систем, стала знаменитая "хрущовская оттепель", когда, дав хорошего пинка под зад, наряду с огромным количеством молодых специалистов, из Вооруженных Сил выперли практически последних, еще пытавшихся что-то сделать для возрождения отечественной рукопашки, ветеранов. Ах, как это по нашему: "До основанья, а затем ..."! Так что же мы выбрали на этот раз? С айкидо у нас не получилось по ряду причин. Во-первых, некогда было вникать в эту сложную науку. А во-вторых, слишком густо техника этого боевого искусства была замешана на чуждой нам философии и идеологии.
Выбор пал на каратэ. Там можно было обойтись без философии, так как никто не собирался сохранять название Каратэ-до, да и с биомеханикой, как сразу показалось, было все более менее понятно. Забегая вперед, хочу напомнить, что несмотря на "железный занавес", до поры до времени оберегавший нас от модных течений Востока и Запада, информация о зарубежных боевых искусствах в Союз всё же регулярно просачивалась. А носителями ее были иностранцы и наши соотечественники, которые по той или иной причине, как правило по служебной необходимости, провели какое-то время "за бугром". Именно обучавшиеся у нас иностранные студенты и вернувшиеся из-за рубежа советские дипломаты стали первыми в СССР носителями знаний и учителями по столь модным традиционным боевым искусствам Востока.
Но вернемся к силовым структурам. И так, стараясь ни в чем не уступать заграничным оппонентам, мы начали слепо копировать то, в чем особенно-то и не нуждались. В результате наши спецподразделения начали обучаться по системе, которая являлась вовсе и не системой, а суррогатом наспех сляпанным из связок ударной техники, похожей на каратэ. И если техника ног в новоиспеченной системе заслуживала какое-то внимание, то техника рук не укладывалась ни в какие рамки. Про стойки и передвижения и говорить не хочется. И все это было названо армейским рукопашным боем! Толком не разобравшись, что традиционные японские ката есть психо-физические комплексы для динамической медитации, требующие многолетней и осознанной проработки, наши "спецы", по их образцу и подобию, быстренько изобрели специальные комплексы для спецвойск с оружием и без него (РБ-1, РБ-2, РБ-3) и начали обучать неизвестно чему новобранцев.
Просто плакать хотелось от умиления и зависти, когда еще будучи школьником, в телевизионной передаче "Служу Советскому Союзу" смотрел я на наших грозных десантников, занимающихся откровенным "онанизмом" с подчеркнуто мужественными лицами. Особенно я "торчал" когда они разбивали об свой лоб бутылки и крушили стройматериалы. Но это я сейчас понимаю, что бутылки надо было учиться разбивать об головы противников, а тогда я сам мечтал помахать "граблями" вместе с ними.
Справедливости ради, надо признаться, мечта сбылась. Намахался в армии вдоволь, как говорится, на всю оставшуюся жизнь. Особенно ценилась у нас красота действий в строю, прямо-таки как у девушек в синхронном плавании. Даже конкурсы проводились между подразделениями! Одним словом, наши элитные подразделения вернулись к уровню подготовки бойцов "македонской фаланги". И это после такой-то героической летописи! Обидно... .
Вскоре, авторы нововведений спохватились, что в новой версии армейского рукопашного боя не хватает бросковой техники, а также различных рычагов, заломов и удушающих приемов. Как вы думаете, что они сделали? Догадаться несложно. В ход пошло все, что имелось и осталось, а именно спортивное самбо, спортивное дзюдо и те самые примитивные рычаги, которые сохранились в легендарном комплексе ГТО, о котором мы уже упомянали выше. Так наряду с современным армейским рукопашным боем, бездарно рожденным впопыхах, слепо копируя каратэ, появилось современное боевое самбо, имеющее очень мало общего с тем самым легендарным САМБО. Что же оно из себя представляет? Представьте себе, что у жирафа оторвали родные ноги и пришили ему ноги от коровы. Да, ходить он конечно сможет, а вот насчет возрождения других привычных для него прежде занятий, возникают большие сомнения. Что я имею ввиду? Лакомство любимыми листочками с самой верхушки дерева, перемещение в стаде себе подобных с обычной скоростью, регулярные совокупления с жирафихой в конце-концов. Проблем хоть отбавляй! А тут еще и шакалы заинтересовались уродцем ... .
Так и у нас, пытаясь возродить практически забытое САМБО, в спортивную технику борьбы начали грубо вживлять ударную технику из каратэ, а потом еще и из спортивного бокса. Все прямо как на Западе при создании знаменитого кикбоксинга. А вы знаете как его называют японцы? Служба электронной безопасности ФСБ и МВД в каратэ. Хорошо, если по этой "суперсистеме" обучался солдат, позанимавшийся на гражданке классическим самбо, каратэ или боксом. Тот хоть оставался при своем. А если натаскивали бойца с нуля? Даже страшно подумать! Абсолютно разные принципы движения и ведения боя пытались объединить под одной общей вывеской - "Боевое самбо". Надо отдать должное, иногда получались и неплохие приемчики как для жизни, так и для показательных выступлений.
Но причем здесь СИСТЕМА?
СИСТЕМА не может состоять из нескольких тысяч приемов (по сто вариантов для каждого случая жизни), часто не имеющих между собой ничего общего. СИСТЕМА не может существовать без базовых принципов и характерных для них движений. К сожалению, именно такой не системой и стало современное боевое самбо. Результат не заставил себя долго ждать. Достаточно вспомнить советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском в 1969 году. Вот где впервые пришлось убедиться в полной несостоятельности нововведений. А столкнулись тогда наши пограничники в рукопашке не просто с китайскими фанатиками-маоистами, а с бойцами спецподразделений КНР переодетыми в гражданку. Применение огнестрельного оружия, до поры до времени, было запрещено и пограничное противостояние вылилось в жестокий "мордобой". Наше современное боевое самбо против традиционного китайского Саньда (вольный стиль контактного рукопашного боя с применением техники Ушу). Хотя об этом писать и говорить до сих пор не принято, но имели мы тогда, прямо таки скажем, "бледный вид".
После соответствующих докладов в Главный штаб погранвойск, в Москве срочно были собраны эксперты по рукопашке для выработки простых и надежных рекомендаций нашим пограничникам. Наконец-то дошло, что одних приемчиков маловато, нужны еще и принципы! Так родилась простая и надежная тактическая концепция: "Бьют - хватай, хватают - бей". Говорят, по этому поводу даже была специальная директива, после доведения которой до личного состава, ситуация на границе изменилась для нас к лучшему. Но конфликт был недолговременный и серьезные выводы для себя сделали лишь непосредственные участники событий. На государственном уровне подход к рукопашке мало изменился. Единственное, что для многих стало очевидным, современная система рукопашного боя должна быть комбинированной, то есть содержать как бросковые, так и ударные техники, выполнение которых основано на общих базовых принципах движения. Ни бокс, ни каратэ, ни спортивные дзюдо и самбо, эти проблемы не решали. Вспоминать старое никому не хотелось, решили заняться "изобретением велосипеда". Начались долгие и нудные эксперименты.Так уж исторически сложилось в нашей стране, что все талантливое, основательное и настоящее держится на отдельных личностях - энтузиастах. К счастью, таковые были всегда, в том числе и в армейской среде. Именно они, нахлебавшись суперсовременного стиля, стали возрождать то, что было уже почти забыто. К их числу и относятся В. Короткий, А. Кадочников, А. Медведев, А. Тарас и некоторые другие. Но об их СИСТЕМАХ чуть позже.
Некоторые отечественные мастера пошли другим, не менее эффективным путем. Они брали за основу реально действующие зарубежные системы. А уж затем, стали развивать свой индивидуальный подход к реализации полученных знаний, не теряя при этом основополагающих принципов и базовой техники, присущих истокам. Такой подход нам также хорошо известен. Ведь все наши современные отечественные боевые системы изначально и создавались как творческая компиляция наиболее эффективных подходов к реальному бою из других, восточных и западных систем.
Кстати, практически все самые известные и знаменитые системы и школы реального боя, создавались именно таким путем. Не верите? Пожалуйста! Легендарный основатель современного классического каратэ Сётокан ("Сосны и волны") Фунакоси Гитин (1869-1957), прежде чем объявить о создании своей системы, долгие годы обучался окинавскому стилю у легендарных мастеров Сюри-тэ Азато Анко и Итосу Ясуцунэ. Те же, в свою очередь, еще раньше, обучались китайским системам рукопашного боя (моё примечание - такой же новоделом компиляцией было всего недавно, начиная с 250 лет и по сей день - тайцзи-цюань, созданное на основе 36 приёмов армейского вида рукопашного боя Юэ Фэйя - ВВБ). Уэсиба Морихэй (1883-1969), перед тем как создать свое знаменитое Айкидо, обучался более чем 10-ти различным стилям и направлениям японских боевых искусств.
Популярное корейское боевое искусство Хапкидо создано мастером Чхве (или Чой) Ён Соль (1904-1987), который в детстве изучал старинные боевые искусства Кореи "Тхеккён" и "Юсуль", а затем 27 лет провел в Японии, постигая секреты айки-дзюцу Дайто- рю у легендарного Такэда Сокаку Минамото-Масаёси (1858-1943). И такие примеры можно приводить бесконечно.
Кстати, ни один из этих мастеров никогда не ставил перед собой цели превратить свое боевое искусство в спорт, с чем мы сегодня, к сожалению, сталкиваемся сплошь и рядом.
Кстати, это касается и основателя дзюдо Кано Дзигоро (1860-1938), который всего лишь хотел создать собственную школу дзю-дзюцу нового направления, для решения задач морального и нравственного воспитания человека через практику боевого искусства. Между прочим, стиль Кано был очень далек от совершенства. Для того чтобы укрепить престиж своей школы он, бросив вызов мастерам других школ дзю-дзюцу, выставлял для боев и использовал одного из наиболее талантливых мастеров айки-дзюцу Сайго Сиро, известного нам по фильму Акиро Курасавы "Гений дзюдо" (в японском оригинале фильм назван по имени главного героя Сугато Сансиро). У Сайго Сиро были исключительные природные способности и огромная физическая сила. В поединках с представителями различных школ дзю-дзюцу Сайго побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-рю, называемого яма-араси ("горный вихрь"), который позже и стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не смог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти. Она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.
Кано Дзигоро весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал техники мастера Дайто-рю, чтобы показать превосходство своей системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников не имели к дзюдо никакого отношения, поскольку считались слишком опасными и травматичными.
В 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых "приемов", в то время как в Дайто-рю (один из истоков современной версии системы Коросу) число видов техники (или Вадза) превышало 7000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) до уровня спорта и спектакля на публику. А сегодняшнее, современное спортивное дзюдо объединяет с техникой и традициями Кодокана лишь название, некоторые элементы ритуала, да и форма одежды, которую правда тоже уже успели подкрасить. О чем можно говорить, когда ведущие спортсмены дзюдоисты, как впрочем и их прославленные тренеры не знают даже классической терминологии Кодокана, оставив в своем лексиконе лишь некоторые команды из правил судейства. Но в этом не их вина, такова тенденция развития любого спортивного единоборства, где от учеников требуются не глубокие знания и овладение искусством, а быстрые результаты несмотря ни на что. Поэтому любое спортивное единоборство, даже самое кровавое и жестокое, по определению, боевым искусством уже не является. И если кто-то, отправляясь для занятий в спортивную секцию, ставит перед собой задачу соприкоснуться с сокровищницей древних знаний и приобрести навыки реальной самообороны, спешу огорчить, вы обратились не по тому адресу.
Но вернемся к нашим отечественным мастерам. Кто же пошел вторым путем, взяв за основу классические зарубежные стили боя? Прежде всего А.Б. Штурмин, основавший знаменитую советскую школу "СЭНЪЭ" (Дорога жизни). В начале 80-х годов его дело продолжил Т.Р. Касьянов, и сегодня возглавляющий Федерацию рукопашного боя России. С самого начала в школе имело место смешение корейских, японских и советских элементов рукопашного боя. Т.Р. Касьянов ранее серьезно занимался боксом, а затем и самбо у легендарного А.А. Харлампиева. Это отразилось и в терминологии, и в технике, и в методике преподавания. Техника школы универсальна. Она позволяет вести бой и на дальней, и на ближней дистанции благодаря тому, что удары руками и ногами сочетаются с подножками, подсечками, болевыми приемами на суставы. Много место отводится приемам работы с оружием (до 50-ти наименований) и против оружия. Это всевозможные ножи, топоры, палки, штыки, лопаты, ремни и т.д. Причем защитное снаряжение и учебное оружие на тренировках не используются. Считается, что они притупляют чувство опасности, а это может дорого стоить в реальной боевой ситуации.
В настоящее время СИСТЕМА продолжает развиваться и взята на вооружение некоторыми частями и подразделениями российской армии. И хотя эту систему до сих пор именуют как советское каратэ, лично я считаю, что если «кимоно» одел не японец, то что он творит, уже не может быть традиционным боевым искусством страны "Восходящего солнца". Это уже наше отечественное искусство! Достаточно вспомнить творчество легендарного В. Ощепкова! Мне, в свое время посчастливилось достаточно серьезно приобщиться к этой системе именно в армии. Наверное поэтому, мне сразу стали близки и понятны принципы и идеи системы Коросу, впитавшей в себя наряду с другими, и методы и техники школы "СЭНЪЭ".
Далее, из современных отечественных мастеров с подобным подходом, нельзя не отметить Германа Попова, создавшего в середине 80-х российскую школу боевого искусства "Чой" (Школа птицы и змеи). Ранее он был сотрудником советского посольства в Бирме, где три года учился у мастера бандо по имени У Даун Тин, специализировавшегося в стиле змеи. В СССР Г.В. Попов изучал самбо и дзюдо. Вернувшись домой, он оказался одним из первых серьезных отечественных специалистов по боевым искусствам Востока и многое сделал для их популяризации в широких массах, а также в армейских спецподразделениях. Позже техника школы была дополнена элементами айкидо, бокса, каратэ, работой с оружием и против оружия и Чой превратилась в оригинальный боевой стиль. Основной его принцип известен как базово- кустовой метод. Имеется в виду то, что основой техники являются несколько базовых перемещений, на которые накладываются базовые удары, захваты и блоки. Сочетая разными способами все эти элементы, можно создавать множество приемов и комбинаций, приспособленных к возможностям любого ученика. При таком подходе отпадает необходимость в изучении широкого набора приемов. Если ученик понял законы стиля, выработал определенную культуру движений, то необходимые действия в бою возникают у него спонтанно, в зависимости от конкретной ситуации. Исчезает необходимость анализировать и рассчитывать свои действия и действия противника.
Примерно такой же подход используется и в Коросу. Прикладной характер школы Чой сделал ее одной из тех систем, на основе которых пытались создать универсальную систему рукопашного боя для советской армии.
Открытое и активное развитие современных отечественных систем рукопашного боя началось в середине 70-х и за десять лет переросло в настоящий бум. Тем не менее, благодаря непоследовательной политике руководства СССР, была совершена непростительная ошибка - попытка унифицировать все заявившие о себе стили и направления и создать для широких народных масс единый стиль советского каратэ. Одно время, именно такая монопольная роль была отведена "СЭНЪЭ". Но, как известно, любая исключительность - источник коррупции. И новоиспеченное советское каратэ не стало исключением.
В тоже время, ряд оригинальных систем просто были закрыты для "простых смертных" и начали развиваться в недрах отдельных силовых структур. Ничего не напоминает? К примеру, стиль каратэ Дзёсинмон, мастера Икэда Хосю (1942 г.р.) основанный на старых окинавских стилях Сёрин-рю и Сёриндзи-рю. Этот стиль попал к нам из Кубы, где до сих пор является одним из самых популярных ("каратэ - оружие революционеров", как неоднократно говорил Фидель Кастро). У нас До 1991 года его практиковали исключительно сотрудники 9-го Управления КГБ СССР (охрана высших должностных лиц страны) и некоторые подразделения МВД. Были и другие системы для избранных. Например, в Высшей школе КГБ СССР для курсантов был издан секретный учебник, основу которого составил перевод двух широко известных на Западе книг "Это каратэ" и "Что такое каратэ?", написанных основателем стиля Кёкусинкай Оямой Масутацу.
В середине 80-х очень большой популярностью у сотрудников советских спецслужб пользовался засекреченный для широких масс документальный фильм "Искусство убивать", рекламирующий японские боевые искусства. А вот тенденции развития советского каратэ привели к массовым нарушениям законности на территории страны. Помните фильм "Фанат" с А. Серебряковым в главной роли, сыгравшим "Малыша"? Одним словом, в начале 80-х лавочку прикрыли, придумав соответствующую статью в Уголовном кодексе. Ряд известных советских каратистов были осуждены на разные сроки по разным статьям. Государство успешно закладывало основы будущей советской мафии. Но запретный плод, как известно, наиболее сладок. "Сэнсэев" пересажали, а вот ученички остались. В результате, несмотря на преследования и гонения, подпольные секции каратэ росли как грибы во время дождя. Каждый, успевший в свое время прозаниматься хоть пару часов у одного из отбывающих срок "авторитетов" от каратэ, так и норовил объявить себя новоиспеченным «сэнсэем» и начать зарабатывать легкие деньги. А желающих приобщиться к «секретам Востока», тем более в условиях подполья, и немало заплатить за это, было более чем предостаточно. Тем не менее, я с благодарностью вспоминаю это смутное время, овеянное ореолом романтики. Может быть потому что был молод и душа рвалась к приключениям, а быть может потому, что будучи курсантом военного училища имел возможность в полной мере отдаваться своему новому увлечению. Что-то такое было во всей этой подпольщине. Представляете, как в таких условиях мы усердно "пахали" на тренировках, жадно ловя каждый взгляд и каждое замечание своего Учителя?
Соответствующими были и результаты. Это была очень хорошая школа. Мало что изменилось и к 1984 году, когда я наконец-то одел офицерские погоны. Проходя службу в дальнем гарнизоне, я иногда по несколько часов в день обучал своих подчиненных рукопашке. Но это происходило на территории воинской части. А вот во внеслужебное время, ведя для офицеров секцию каратэ в спортивном зале единственной средней школы военного городка, приходилось, как и прежде, соблюдать конспирацию. Только с приходом к власти М.С. Горбачева "гайки были отпущены" и все началось сначала.
Второй большой удар по нашим научным изысканиям в области рукопашки нанесли афганские события. Как известно, холодное оружие пользуется на Востоке большой популярностью. Кроме того, там кинжал является не только обязательным атрибутом национального костюма, но им еще и филигранно владеют как оружием. И если бойцы наших спецподразделений еще могли достойно противостоять "духам", обучавшимся в пакистанских военных лагерях по "Специальному ускоренному курсу прикладного каратэ" (создан в 1969 году Брайном Адамсом для обучения английских "Коммандос"), то обычным бойцам в рукопашке часто приходилось туго. И это не удивительно! Обучение в армии в то время было построено на основе методических рекомендаций и нормативов, изложенных в НФП-78 ("Наставление по физической подготовки и спорту для СА и ВМФ". 1978 год). И если с физподготовкой и спортом там было все нормально, раздел "Рукопашный бой" был предназначен явно для "самоубийц". Особенно "творчески" авторы приложились к главе "Защита от нападения с ножом", бездарно передрав приемчики боевого самбо из того самого пресловутого комплекса ГТО, который я уже упомянал выше. Предлагаемые методы: "Защита от удара ножом сверху с помощью подставки предплечья и рычага руки внутрь", "защита от удара ножом снизу с помощью подставки предплечья и загиба руки за спину", броски из спортивных дзюдо и самбо и т.п., быстро дали соответствующие результаты. До сих пор закрыты, поверьте, ошеломляющие статистические данные о количестве колотых ран, полученных нашими солдатами в Афгане в первые годы войны. А ведь большинство из них на учебных занятиях усердно отрабатывали то, чему учили их отцы-командиры. А кто за это понес ответственность? Как обычно, никто.
В Советской Армии, хоть и с большим опозданием, подход к армейскому рукопашному бою все-таки был изменен. В 1987 году вышло в свет НФП-87. А вот в программе подготовки сотрудников милиции, некоторые методы и техники аналогичные печально известным по НФП-78, используются до сегодняшнего дня. Поэтому и подход к рукопашке в органах охраны правопорядка столь примитивен. Иногда просто диву даешься, наблюдая как два-три молодца в милицейской форме по полчаса "уродуются" на забаву толпе, пытаясь запихнуть пьяницу в УАЗик. И это не удивительно, они пытаются применить на практике свой обычный арсенал. Как говорится, то, чему учили. Заканчиваются такие "единоборства" банально. На помощь приходит резиновая палочка- выручалочка или как ее величают в органах штатное изделие ПР-73. И, после соответствующей обработки мягких частей тела, у правонарушителя отпадает всякое желание состязаться в ловкости со стражами порядка. Конечно, в милиции, как и везде, есть профессионалы и энтузиасты своего дела. Но тем не менее, только самостоятельные занятия по той или иной реальной системе боя, а не пресловутые штатные нормативы и требования, позволяют им успешно выходить победителями из схваток с серьезными вооруженными преступниками. Что, впрочем, не спасает их от дотошных и бдительных проверяющих, упорно ставящих им двойки за нежелание следовать "канону" и отказ продемонстрировать на очередном зачете методы самообороны для "самоубийц - добровольцев".
В НФП-87 противодействие вооруженному противнику было сведено к следующей схеме: уход с линии атаки с захватом или отбивом вооруженной конечности - контратака с нанесением мощного сокрушающего удара. Конечно, назвать такой подход совершенной системой сложновато, но по сравнению с предшествующим, это был уже шаг вперед. По крайней мере, были упразднены рекомендации добровольно подставляться под нож.
Годы "перестройки" ознаменовались небывалым расцветом и ростом популярности боевых искусств в нашей стране. Закончилась неудачная монополия советского каратэ и мы наконец-то узнали о реальном многообразии школ и стилей. Помимо каратэ, на арену вышли ушу, айкидо, тхэквондо, вьетводао т.д. Безусловно, все это оказало благотворное влияние на развитие прикладных систем в силовых структурах.
События августа 1991, а затем и октября 1993 года, когда легендарные спецподразделения КГБ СССР "Альфа" и "Вымпел" отказались участвовать в политических разборках и были ликвидированы как боевые единицы, ознаменовались началом очередного развала нашей армии, спецслужб и других силовых структур. В результате сокращения и многочисленных внутриведомственных реформ, огромное количество профессионалов попросту оказалось на гражданке. И это в момент наивысшего разгула преступности в нашей стране! Но жизнь сама диктует свои условия. События в Средней Азии, на Кавказе, многочисленные миротворческие операции, борьба с преступностью и особенно с терроризмом, ставят сегодня перед армией и спецслужбами новые задачи. Как никогда, имеет огромное значение профессионализм и высокий уровень личной индивидуальной подготовки каждого сотрудника или бойца. И далеко не последнюю роль в этом играют уверенные навыки рукопашного боя.
В сентябре 2000 года приказом по Российской армии был наложен запрет на развитие каратэ как на вид воинского искусства, не отвечающего требованиям современного боя. В связи с этим, особое место и значение сегодня отводится возрождению и популяризации наших отечественных боевых искусств. Этот вопрос вновь на острие профессионального интереса! Однако, с сожалением приходится констатировать факт, что все это происходит только благодаря тому самому «жаренному петуху». И что, как и прежде, только на него вся надежда!
© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА
_________________ Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!
Последний раз редактировалось Ласка 23-10, 17:33, всего редактировалось 2 раз(а).
|