НОВОСТИ РУСБОЯ: ДНЕВНИКИ МЕРОПРИЯТИЙ:
ЧТО БЫЛО. ЧТО ПРОИЗОШЛО. ЧТО СДЕЛАНО. ЧТО ДЕЛАЕТСЯ. ЧТО ЕСТЬ. ЧТО БУДЕТ.
АРХИВ НОВОСТЕЙ ДНЯ – ДНЯ ПРОШЛОГО И НЫНЕШНЕГО:
Цитата: Южно-Сахалинск: СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ http://www.789.ru/new/?id=3071
"Не будет преувеличением сказать, что последние 10-15 лет мы наблюдаем настоящий религиозный ренессанс", - с этих слов начал свое выступление на Научно-практической региональной конференции "Роль православия в возрождении духовного самосознания населения Дальневосточного региона" заведующий кафедрой социологии СахГУ Александр Коньков. Он отметил ряд особенностей, отличающих религиозную обстановку в нашем регионе. Исследования, проведенные кафедрой социологии, показали, что 47, 5 проц. респондентов считают себя верующими
Научно-практическая региональная конференция "Роль православия в возрождении духовного самосознания населения Дальневосточного региона" ~ одно из самых заметных явлений культурной жизни Сахалина, , причем явлений не преходящих, а основополагающих. Таких представительных научно-практических конференций, поднимающих проблемы нравственности, на Сахалине еще не было.
Представители Хабаровска, Владивостока, Камчатки, Магадана, Москвы и Сахалина выступили с докладами по разным аспектам темы, которая была рассмотрена исходя из разных позиций, государственного устройства, общественных запросов, взгляда церкви. Организаторы - областная администрация, Южно-Сахалинская епархия, Сахалинский государственный университет - сумели объединить лучшие силы области, заинтересовать известных в стране религиозных и общественных деятелей, принявших участие в работе конференции, таких, как профессор МГУ, диакон Андрей Кураев и руководитель центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и помощи наркозависимым иерей Олег Стеняев, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института о, Андрей Близнюк.
В начале мероприятия епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил вручил медаль Сергия Радонежского II степени вице-губернатору Георгию Карлову за содействие работе Православной церкви.
Не один раз прозвучало на конференции, что без крепкого нравственного начала невозможно создать сильную страну и развитую экономику, как и привести народ к материальному и духовному благополучию. Участники конференции не тратили время на перечисление негатива, о котором хорошо осведомлены все дальневосточники, не пытались излить "гнев праведный". Но и реверансов друг другу не делали.
Вся работа выстроилась на основе анализа ситуации, ее осмысления и практических наработок, которых уже немало в регионе. По итогам работы будет выпущен специальный буклет с выступлениями всех участников, а также материалы конференции планируется разместить на сайтах областной администрации и епархиального управления. Кроме пленарного заседания, доклады звучали на четырех секциях, поэтому объем информации очень большой, и как бы ни хотелось изложить его для наших читателей максимально полно, придется остановиться лишь на некоторых моментах.
Почему православие?
В первую очередь потому, что это не только культурообразующая, но и государственно-образующая религия. Как сказал начальник отдела аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александр Плотников, особую роль Православная церковь сыграла в духовном собирании русских земель. Это относится как к истории страны, так и к ее современности: "Происходит не только восстановление разрушенных храмов, восстанавливается традиционная миссия церкви как ключевого фактора социальной стабильности и объединения россиян вокруг общих приоритетов морали, справедливости, миротворчества, патриотизма, благотворительности, созидательного труда и семейных ценностей".
Полномочный представитель Центрального духовного центра мусульман России по Сахалинской области Талгат Файзулин, выступая с приветственным словом, сказал, что "не могут не радовать действия областной администрации, которая инициировала эту встречу. Медленное, но неуклонное духовно-нравственное возрождение нашей Отчизны - великой России, становится явью.
А это тысячи и миллионы людей, притом молодежи, которые стремятся не только в храмы и мечети, но и в повседневной жизни придерживаются основ и ценностей своего традиционного духовного наследия". Он подчеркнул, что русские люди приняли веру христианскую добровольно более тысячи лет тому назад, и эту святость народа надлежит хранить.
Т. Файзулин пожелал "великому боголюбивому русскому народу достоинства, мира и счастья в исполнении исторической миссии объединения народов России".
Говоря о создании оптимальной модели государственно-религиозных отношений, вице-губернатор Георгий Карлов сказал, что истинная свобода человеческой личности определяется не только в сфере социально-политической, но и в сфере духовной. Церковь всегда считала, что подлинно гражданское общество создается на истинно нравственных, объединяющих началах.
Роль православия в формировании гражданской нравственности, этики, добродетелей хорошо известна. Выстраивание государства с традиционными для России конфессиями должно и будет проходить в правовом поле в рамках существующей Конституции и вместе с тем предполагать совместную деятельность в таких областях, как милосердие, совместная реализация социальных программ, охрана, восстановление и развитие исторического культурного наследия, деятельность по сохранению окружающей среды, воспитание подрастающего поколения, совместная поддержка института семьи, материнства и детства.
Иерей Андрей Близнюк ознакомил участников конференции с основами социальной концепции Русской православной церкви, в которую входят такие направления, как христианская этика и светское право; церковь и политика; труд, его плоды и собственность; война и мир; преступность, наказание и исправление и т. д. Церковь смогла войти в исправительные учреждения и принести сюда слово благодати. Недавно Православный Свято-Тихоновский богословский институт организовал поездку в самую строгую женскую колонию Пермской епархии. Священнослужители беседовали с осужденными за преступления женщинами, крестили их.
В эпоху утраты системы ценностей, духовных потерь Церковь заявляет о том, что она считает безнравственным. Отсюда ее позиция по отношению к агрессии, биоэтике, абортам, деньгам. Свой доклад А. Близнюк сопровождал показом слайдов, на которых была неизвестная многим Россия, та страна, которая существует, но практически не попадает ни на экраны телевизора, ни на страницы печати. Это страна нищеты и печали, но с огромной тягой к духовности.
Старики и школьники, солдаты и студенты духовно открыты, и, пожалуй, лишь вера спасает их от отчаяния. Здесь же предстали лица подвижников Православной церкви, которые проходили и проплывали сотни километров, чтобы принести людям свет и веру. Собственно говоря, такие люди и сейчас есть, они работают, не щадя сил и здоровья ради Господа и Отчизны.
Какими дети вырастут...
На тему о воспитании детей и молодежи на научно-практическую конференцию было заявлено самое большое число докладов. "Какими дети вырастут, такой будет и Россия", - сказал один из выступающих. Выступление о. Никанора, священника Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери, участники конференции просили издать отдельной брошюрой и разослать во все общественные организации области, учебные заведения. Хабаровская епархия действительно имеет хороший опыт работы с молодежью и детьми.
Цель ее - формирование православного образа жизни, привитие традиционных духовно-нравственных ценностей, содействие духовному христианскому становлению личности, привлечение молодых людей к участию в жизни Православной церкви. Всевозможные беседы, чаепития, катехизаторские курсы, миссионерские поездки, лагеря отдыха, группы по реставрации монастырей, слет православной молодежи и многое другое - в активе епархии.
Интересно, что модное увлечение части молодежи кельтскими легендами и историей привели ее в православный храм. В Хабаровской епархии есть редкая икона святого Патрикия, крестителя Ирландии, который вошел в легенды как святой Патрик. В день его памяти прошел миссионерский молебен, а молодые люди получили в подарок его иконки и книгу Серафима Роуза об этом подвижнике православия. Хабаровский военно-исторический клуб "Град Китеж" образовался из клуба толкиенистов. Увлеченная ролевыми играми молодежь нашла много увлекательного и романтичного в отечественной истории. А так как в клубе много учителей, то создаются программы по российской истории для школьников, члены клуба проводят православно-патриотические, просветительские занятия в школах, воинских частях, на производстве, в центрах воспитательной работы и т. д.
Православная молодежь активно выступает против сектантства, которое уже принесло немало жизненных трагедий и готово собирать новую жертву.
На Сахалине такая работа только начинается, но уже приносит свои плоды. Организовано православное братство им. святого благоверного князя Александра Невского, где изучаются приемы русского боя и история Церкви. Священнослужители регулярно посещают воинские части, работают воскресные школы и катехизаторские курсы, в рамках договора между СахГУ и епархией проходят чтения на заседаниях круглого стола "Молодежь за духовно-нравственное здоровье", создан координационный центр духовно-нравственного развития.
Кстати, в работе конференции принимали участие и студенты. Я процитирую выдержки из доклада Кирилла Тозбина, написанного не без юношеского (и слава Богу, что это так) максимализма: "Надеемся, что Церковь осознает свои задачи в этом мире и отречется от попыток приспособиться к нему, что Церковь воспрянет из пепла, как Феникс, и начнет созидать новый мир - мир святости и духовности. И место ему будет не в журналах и мониторах, а в душах, волях и умах человеческих".
Я с особым удовольствием познакомилась с "нападками" Кирилла на Православную церковь, особенно с тем, что "Церковь, как видится, могла бы в одиночку начать борьбу с миром животного естества, плещущего с телеэкранов, с многообразной цветной макулатурой". В этой критике высшая оценка православия как основной силы общества, действительно способной дать духовные силы народу.
Наш регион особенный
"Не будет преувеличением сказать, что последние 10-15 лет мы наблюдаем настоящий религиозный ренессанс", - с этих слов начал свое выступление заведующий кафедрой социологии СахГУ Александр Коньков. Он отметил ряд особенностей, отличающих религиозную обстановку в нашем регионе. Исследования, проведенные кафедрой социологии, показали, что 47, 5 проц. респондентов считают себя верующими. К числу тех, кто считает себя неверующим, отнесли себя только 19 проц. опрошенных.
Остальные не определились в своем отношении к вере и безверию. Уровень религиозности в нашей области ниже, чем в целом по Российской Федерации. Большая часть верующих, а это порядка 42 проц., считают себя православными. Около 7-8 проц. опрашиваемых отнесли себя к протестантам и 2 проц. - к католикам. Всего в опросе было названо 12 основных конфессий.
Но сами по себе цифры еще не раскрывают картину религиозного сознания населения. Одно дело - человек считает себя верующим, другое - во что он верит. При опросе выяснилось, что число верующих и число верящих в Бога не совпадает. Это несовпадение составляет 3-4 проц. При всей неустойчивости отношения к Богу потенциал Православной церкви оценивается высоко.
Более 70 проц. респондентов признают значение религии как фактора духовного возрождения. Надо сразу оговориться, что разные исследования показывают разные результаты и соответственно делаются разные выводы. На заседании одной из секций доцент СахГУ Г. Боровской приводил иные данные, говоря о спаде интереса населения к православию. Впрочем, любое социологическое исследование имеет определенную степень погрешности.
Рост интереса к религии побудил областную администрацию создать общественный совет по делам религии, утвержденный постановлением губернатора в феврале 2001 года. Начальник управления аппарата администрации области по работе с общественностью и населением Наталья Коршунова рассказала о деятельности совета и проведенных мероприятиях, в первую очередь направленных против религиозного экстремизма. "Хочется надеяться, - сказала она, - что и в дальнейшем будут совершенствоваться взаимоотношения светской власти и религиозных объединений, развиваться диалог. Все это будет способствовать упрочению гражданского мира и согласия, консолидации общества".
Собственно говоря, ради этого и работала научно-практическая конференция, потому что если вера - дело личное, то создание благоприятного климата в стране, преодоление нравственно опасных для страны явлений - задача общая, как государственных и общественных структур, так и Церкви.
Что до особенностей нашей области, то они понятны и разрешимы. Когда-то Сахалин считался стопроцентно атеистической территорией. Сегодня вынужденное неверие сменилось тягой если еще не к вере, то к ее постижению. И каждый волен выбирать, как и во что верить. Храмы на атеистическом острове строятся один за другим и не пустуют, наоборот, приходится думать об их расширении. Мир духовный все же побеждает бездуховное прошлое.
29.04.2004//ДИАНА ЮРИНА//СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ//Губернские ведомости//(Южно-Сахалинск) Цитата: 23 августа 2007
Церковь молодая, как в апостольские времена. Все с чистого листа начинается
Ирина Петрова
Мария Зубарева , журфак МГУ
О прошлой и современной островной жизни рассказывает протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма свт. Иннокентия Московского (г. Южно-Сахалинск). http://www.taday.ru/text/64372.html - Расскажите, пожалуйста, с чего начиналось православие на Сахалине. Какие святые здесь наиболее почитаемы? Когда была образована ваша епархия?
- Нашей епархии 14 лет, она была образована в 93-м году, как раз в феврале постановлением и решением Священного Синода Русской Православной Церкви. Наиболее почитаемым у нас святителем, просветителем Дальнего Востока, Сибири, Америки является митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), который, еще будучи священником, поехал на Дальний Восток и очень много потрудился для того, чтобы принести христианство тем народам, которые там жили, помочь в освоении народом тех земель.
Впоследствии Дальний Восток стал частью России, там живет более 8 миллионов человек, во многом благодаря трудам митрополита Иннокентия. Он очень много ездил по этому краю, встречался с местным населением, перевел на языки местных народов Священное Писание, на Сахалине однажды побывал при трагических обстоятельствах, когда плыл на корабле из Николаевска на Аляску. Так получилось, что на Сахалине, в местности под названием пост Дуэ, где корабль заправлялся углем, начался шторм, и корабль выбросило на мель. Надо сказать, что вся команда и капитан испугались, потому что ситуация была очень сложная, и они не знали, какое решение принять. Но, видя стойкость святителя Иннокентия, они все же приняли решение поднять паруса, из-за чего корабль был выброшен на мель и таким образом сохранен.
- Если можно, немного подробнее о миссионерской деятельности святителя Иннокентия на соседних с Сахалином территориях. Как местное население относилось к приходу Православия на эти земли?
- Конечно, святитель Иннокентий бывал не только на Сахалине, он еще и просвещал местных жителей - айнов, которые жили на севере Курильской гряды, на острове Парамушир. Многих из них он крестил, таким образом там была образована местными жителями христианская община, они жили на этом острове до того момента, пока по договору между Россией и Японией Курильские острова не были переданы японцам. Японцы, надо сказать, очень недружелюбно отнеслись к айнам, стараясь их лишить собственной православной культуры, перевезли на другой остров, организовали для них резервации и постепенно всех их там уничтожили.
Сегодня айнов практически нет. Но, несмотря на это, когда приезжаешь на этот остров, на японском кладбище можно увидеть русские имена, и это не случайно, это как раз те айны, которых крестил святитель Иннокентий, или их дети. Они с большой любовью относились к святителю Иннокентию, вообще к русским, потому что в отличие от японцев русские не убивали их, а, наоборот, им помогали. Кстати, святитель Николай Японский в своих дневниках вспоминает этих айнов, говорит о том, что святитель Иннокентий их крестил, и многие так называемые японцы, которых просвещал святитель Николайе были как раз айнами.
- Что сейчас находится на Сахалине в месте высадки первых миссионеров?
- В 1997 году был установлен памятный крест, в 2006-м году мы с группой православной молодежи посетили это место, обустроили территорию вокруг креста, приняли участие в юбилее поселка Дуэ, которому 16 июля 2006 года исполнилось 150 лет. Для нас это было памятное событие, как раз пришедшееся на окончание Петровского поста. Как известно, это пост апостольский, и, как говорит Предание, по одной из версий, пост этот апостолы держали перед тем, как пойти на проповедь. Мы тоже решили, что после поста нужно идти на проповедь. В это время как раз был фестиваль бардовской песни, посвященный юбилею поселка Дуэ, торжественные мероприятия, и мы, около 30 человек, приняли в них участие, исполняли песнопения иеромонаха Романа, патриотические песни, некоторые из наших представителей даже победили там. Для жителей Александровско-Сахалинского района это было очень запоминающимся событием, потому что ситуация там очень сложная, люди живут тяжело.
- Есть ли в поселке действующий храм, православная община? Наш храм уже несколько раз организовывал миссионерские поездки, в которых принимала участие и студенческая молодежь, и люди более старшего возраста. Кто входил в состав вашей группы?
- Да, приход там есть, он тоже будет в этом году отмечать свой юбилей, не помню точно, но, по-моему, тоже 150 лет. А в группе поехавших были и те, кому было около 20 лет, и школьники по возрасту, кадеты, у нас есть в Южно-Сахалинске кадетская школа. Наша поездка принесла пользу всем. И нам - мы научились общаться, уживаться вместе, преодолевать трудности. Когда мы приехали, шел проливной дождь, мы устанавливали палатки под дождем, готовили пищу. Сначала все немножко приуныли, но потом как-то вместе преодолели эту ситуацию. По сути, именно вот такое преодоление трудностей и учит людей по-настоящему проявлять свои лучшие душевные качества, оставляет потом незабываемые для подростков и молодых людей воспоминания.
- Какие, на ваш взгляд, сложности свойственны православной жизни этого региона? Видите ли вы пути их преодоления? Чья помощь может быть полезна в активизации деятельности епархии?
- Ситуация у нас непростая, потому что есть очень много неправославных религиозных организаций, так как Дальний Восток территориально находится далеко от центра России. На самом деле пусть не для всех, но для некоторых сахалинцев Москва - это тоже своего рода заграница, да еще и связанная с не самыми приятными явлениями: какие-то законы там принимают, какие-то налоги туда идут, а ничего хорошего нет, только телевидение с утра до вечера ерунду всякую показывает, поэтому единственное, что объединяет Сахалин, Дальний Восток и Россию, делает нас единым народом, единой нацией, - это православная вера, потому что любая другая идея, другая идеология ведет к разрушению.
Именно в связи с этим должна быть какая-либо государственная программа по поддержке Православия и православной культуры на Дальнем Востоке, потому что сегодня Дальний Восток имеет наиболее сложное положение. Если посмотреть конфессиональную карту России, то мы увидим, что меньше всего общин православных именно на Дальнем Востоке. Поэтому, конечно, мы просим молитв у всех москвичей и жителей европейской части России, какой-то помощи, может быть, кто-то приедет, будет, как и святитель Иннокентий, миссионерствовать.
- Что же все-таки удается делать, несмотря на те трудности, о которых вы рассказали? Какие события в православной жизни Сахалина за последнее время, на ваш взгляд, наиболее интересны и значимы?
- Мы, конечно, тоже стараемся работать, у нас есть филиал Православного Свято-Тихоновского университета, сейчас сделали новый проект - издаем газету «Церковный вестник» на Сахалине. Это тоже не случайно, потому что, конечно, качество материалов повышается, но, с другой стороны, люди живут в едином информационном пространстве. Понимаете, когда человек замкнут на своих целях, интересах, жизни только своего прихода - это одно, а когда есть информация о жизни в Москве, Белоруссии, Нижнем Новгороде, Сибири, на Урале - это совсем другое.
На Рождественские чтения приехала делегация из Чехии. Когда с ними беседовали, то один из представителей рассказал такую историю. У него спросили, как ощущают себя православные в Чехии. И он говорит: хорошо ощущают, ведь нас с русскими 110 миллионов. Когда человек, находясь в далеком поселке или городе Сахалинской области, знакомится с информацией о жизни Церкви, он ощущает, что не один, что нас вместе действительно больше ста миллионов. Это, конечно, радостно. Вот поэтому такой проект у нас есть. Мы стараемся и миссионерские поездки организовывать, приезжают различные известные наши проповедники, дьякон Андрей Кураев, например. Это тоже привлекает внимание, интерес.
- Сейчас много говорят о предмете «Основы православной культуры», как здесь обсуждается этот вопрос? Кого больше - противников или защитников введения этого курса?
- У нас свои проблемы с этим предметом, точнее, с чиновниками, которые не хотят помочь введению курса. Не так давно был круглый стол, посвященный этому вопросу, и там один из представителей, так называемых противников, сказал: «Россия как единое государство уже не существует. Мы живем по инерции, но фактически уже нас нет». Это на самом деле их мысли, им хотелось бы, чтобы нас не было. Но на самом деле мы есть, поэтому мы будем развиваться и надеяться, что нам помогут все православные христиане, которые живут здесь, на материке.
- Вы говорили, что до 1989 года приходов здесь не было...
- Действительно, это так. Приходы существовали только до революции.
- Как же сложилась судьба православных храмов здесь уже после революции? Насколько сильно они пострадали?
- Здесь нужно немного обратиться к истории края, поскольку он был, по сути, разорен вместе с Церковью. Центром Сахалинской области был город Александровск-Сахалинский. Первоначально Сахалин был каторгой, но вот в начале ХХ века каторгу отменили, и надо сказать, что для Сахалина это было не плюсом, а минусом, потому что, когда на Сахалине была каторга, то было и централизованное финансирование, а когда каторгу отменили, то и финансирования не стало. И поэтому губернаторы писали даже премьер-министру, в министерства, что надо что-то делать, как-то развивать Сахалин.
Потом, когда уже началась революция, естественно, и борьба с Церковью развернулась. Храмы были закрыты, священников арестовали и расстреляли. Где-то к тридцатым годам действующих храмов на Сахалине не осталось. Но это на севере. А юг Сахалина принадлежал японцам, там было 14 храмов, но они не действовали тоже, потому что священников не было. Всю утварь свезли сначала в один храм, и к 1945 году оставался фактически вот только один храм на юге острова. Затем, когда уже пришла советская власть, храм открыть не разрешили. Несмотря на то что на материке многие храмы открывались, на Сахалине этого не случилось.
- Хотелось бы подробнее услышать о том, как Православие возвращалось на сахалинскую землю. С чего началось это возвращение?
- В 89 году, как раз после празднования 1000-летия крещения Руси, когда была канонизирована блаженная Ксения Петербургская, как раз храм в ее честь был открыт на Сахалине первым. Храм - это громкое название, потому что это был небольшой частный дом, который можно было бы условно разделить на 4 части, и вот одна из этих частей - это и был храм. Но зато, несмотря на то что храмов не было, религиозный интерес у людей сохранялся, поэтому сотни людей принимали крещение, старались попасть на службу, это было невозможно, но люди стояли на улице, вот с этого и началось возрождение.
- Кто стоял у его истоков? И насколько сейчас изменилась ситуация с количеством действующих храмов в епархии? Есть ли какие-то особенности развития Православия здесь, связанные, может быть, с географическим положением?
- Одним из первых священнослужителей, который отправился на Сахалин, был иеромонах Ионафан, он сейчас является управляющим Абаканской епархией - епископ Ионафан. А затем постепенно храмы начали открываться, сегодня у нас 43 официально зарегистрированных прихода, из них 11 - это храмы в традиционном архитектурном смысле, остальные - это приспособленные помещения.
Вместе с этим у нас есть около пятидесяти священнослужителей, поэтому стараемся, работаем, служим. Практически во всех районах области есть храмы, несколько храмов на Курилах, их там много, я бы даже сказал, потому что на 3 района - Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский - у нас 7 храмов плюс недавно организованная часовня на самом южном острове Танфильева.
Японцы, конечно, переживали очень сильно, потому что они поняли, что теперь, наверное, этот остров точно не передадут. Как вы знаете, может быть, когда передавали китайцам полтора острова в Хабаровском крае, то граница как раз прошла по часовне.
Почему полтора острова? Должны были отдать 2, но так как там стояла часовня, то, естественно, как-то неудобно показалось отдавать православную часовню, тем более сейчас время возрождения уважения к Православию. Поэтому сразу быстро решили поставить часовни везде, чтобы уже ничего не отдать. Вот таким образом духовные границы, как видите, совпадают с границами государственными, и Церковь защищает еще и территориальную целостность нашей страны.
- Да уж, за одно это надо как-то помогать...
- Ну, может быть, потом когда-нибудь помогут, вспомнят, оценят. Вот так потихоньку и живем.
У нас ведь есть и молодежные организации, есть братство Александра Невского, действует филиал университета, есть исторический клуб.
- На сегодняшний день что кажется вам наиболее важным в деятельности Церкви, в ее развитии?
- Главная проблема - это православные миряне. Церковь ведь состоит не только из священнослужителей, но и прежде всего из мирян. Бывает, что человек приходит и говорит: а что вы, Церковь, делаете? Но ведь если ты крещеный человек, если ты ощущаешь себя православным, то Церковь - это не вы, это мы! Что ты делаешь? Вот это самое главное - объяснить людям, что Церковь у нас соборная, что мы все составляем эту Церковь и должны приносить свой дар Богу, как волхвы принесли когда-то, так и мы должны что-то принести, какие-то свои силы, способности, что-то сделать для того, чтобы наша Церковь развивалась. - Какие люди у вас живут в плане их социального статуса?
- Люди живут самые разные. В основном население Сахалинской области сформировалось после 1945 года, когда юг Сахалина был освобожден. Существовали советские проекты освоения Дальнего Востока, Сахалина, поэтому многие люди приезжали туда что называется за хорошей жизнью. Там действительно были большие зарплаты, лучшее обеспечение, многие люди приезжали из различных регионов России, Украины, Казахстана.
Главная проблема их была в том, что они думали прожить здесь несколько лет: «Вот 10 лет проживем, заработаем и уедем». И так до 80-х годов всё думали-думали, а потом поняли, что жизнь-то проходит и соответственно надо как-то свой быт устраивать. Вот такая позиция временщиков до сих пор сохранилась. Отчасти государство это как-то поддерживает. Вот, например, наши законодатели обращались в Государственную думу с просьбой утвердить праздник окончания Второй мировой войны.
Ведь закончилась она 2 сентября, когда мы разгромили японцев, на Дальнем Востоке бои продолжались, и вот когда уже Япония капитулировала, тогда и закончилась Вторая мировая война. Для нас это очень важно, потому что если мы это не празднуем, не отмечаем и не помним, то значит, собственно, мы не помним итогов этой войны, значит, Сахалин - это такая спорная территория, на которой сегодня все нормально, а завтра могут прийти совсем другие люди. Зачем здесь строить храмы, зачем здесь строить жилье, зачем здесь рожать детей? Ведь мы отсюда все уедем рано или поздно...
- В чем вы видите задачу Церкви по отношению к такому мнению?
- Наша задача объяснить как-то людям, что здесь надо создавать свою жизнь, что надо думать о том, что у тебя здесь останутся дети, они будут воспитываться, здесь будут твои корни, вот это очень важно для Сахалина.
- Удается ли эту задачу выполнять? Видны ли вам изменения в отношении людей к жизни здесь?
- На мой взгляд, перелом уже произошел. Конечно, общее экономическое состояние здесь не очень простое. Многие с Дальнего Востока уезжают, те, кто остаются, сталкиваются с различными трудностями. Но если женщина с коляской раньше была редкостью, то сегодня их становится больше, они уже понимают, что ехать некуда, не на кого рассчитывать, никто уже не поможет, отступать некуда. Люди уже сами начинают что-то предпринимать, обустраивать свою жизнь. Когда они начинают работать, думать, то у них это начинает получаться, это тоже очень важный психологический момент. Люди сейчас активнее начинают создавать семьи, много детей приходят в храм, причащаются, на каждой литургии по нескольку десятков мамочек с детьми, конечно, это радостно. Единственное, что важно, чтобы была какая-то стабильность. Когда будет стабильность, тогда все будет нормально, будем развиваться.
- Влияет ли на состав населения близость границы и соседство с такими странами, как Корея и Япония? Мешает ли это развитию Православия или, может быть, содействует в каких-то моментах?
- Да, у нас есть такая часть населения, как сахалинские корейцы, которых завезли японцы в качестве рабочей силы. После войны эти корейцы остались на Сахалине. Там, конечно, были свои сложности, потому что часть из них хотели уехать в Южную Корею, их не отпускали в связи с тем, что была социалистическая Северная Корея, а Южная была несоциалистической, но они и сегодня живут у нас.
Надо сказать, что, когда началась перестройка, к нам хлынул поток разных иностранных сект, в том числе и из Кореи, и первоначально сахалинские корейцы восприняли это радостно, увидев, что Православная Церковь - это русская Церковь, а пятидесятники, например, это как раз настоящие корейцы. Но потом они поняли, что религия и национальность - это несколько разные вещи, что религия шире, чем национальность, что религию нельзя загнать в какие-то рамки. И сегодня многие из них принимают православное крещение, становятся прихожанами храмов. Один из коренных сахалинцев стал почетным гражданином Сеула, его имя отец Феофан, он православный священник в Сеуле, вот как раз его и оценило корейское правительство.
- Как, по-вашему, связаны перспективы духовного развития края с его экономикой? Проблемы какого характера создают трудности в подобном развитии?
- Экономический потенциал Сахалина достаточно высок. На севере Сахалина есть место, где очень большие запасы нефти и газа, есть международный проект, там инвестиций несколько миллиардов долларов, важно, чтобы правительство правильно этим распорядилось. Может быть, начнется обратный процесс, когда люди будут не уезжать с Сахалина, а, наоборот, приезжать на Сахалин.
Есть еще одна проблема, о которой нельзя молчать, проблема, связанная с мигрантами. Приезжают люди, и, бывает, мы не знаем, что с ними делать. Это тоже пугает, ведь близко Китай, людей миллиард. Единственный выход для Церкви - православная миссия. К сожалению, есть такая тенденция, что кто-то хочет изменить конфессиональную карту Дальнего Востока. Для этого строятся мечети в каждой деревне, приглашаются жители Средней Азии, даже говорят о том, что будут приезжать из Афганистана. Понятно, зачем это надо, нас это беспокоит. Надеемся, что все это разрешится и все будет хорошо.
- А вы ведете какую-то работу с сектами, с другими религиями взаимодействуете?
- Мы располагаем информацией о деятельности этих организаций, на Сахалине действует около 70 различных религиозных направлений, поэтому, конечно, ситуация сложная. У них хорошее финансирование, ежегодно около трехсот миссионеров приезжает с религиозными целями из-за рубежа, география очень широкая, приезжают даже из Африки учить нас христианству, видимо, мы христианство плохо знаем, в Африке знают лучше.
Самый лучший ответ любым миссионерам-сектантам - это сильный приход. Когда есть активная приходская жизнь, то в сектах людям и искать нечего. К сожалению, это наши недоработки, не только нашей епархии, а нас как Церкви. Мы не направляем 300 миссионеров, например, мы не поддерживаем в епархии какие-то конкретные проекты, не предлагаем, допустим, привезти на Сахалин человека, который прочитает лекции, потому что для нас непросто найти 20-30 тысяч, чтобы человека пригласить, разместить. Мы готовы организовать это, но реально осуществить это сложно.
- Каким вам видится выход из существующей ситуации? Что конкретно должно быть сделано в противовес деятельности сект?
- Если бы у нас были такие четкие проекты, когда людей направляют на неделю на какой-либо конкретный остров для проведения встреч, бесед, это, конечно, было бы замечательно. Здесь, у вас, это само собой разумеющееся, вы привыкли, что постоянно кто-то мелькает, есть куда сходить, а для нас, я имею в виду прихожан, это большая редкость. Кто-то приезжает - это для нас уже праздник, собираемся, слушаем, беседуем, общаемся. Мы видим, что каждый такой приезд приносит пользу, люди начинают сами проявлять активность, интересоваться, задумываться. Постепенно так, я думаю, общими усилиями можно ситуацию изменить.
Что касается иностранных религиозных организаций, то они, по неофициальным данным, имеют примерно около 500 тысяч долларов годового финансирования, так что в деньгах нам с ними конкурировать сложно, но зато у нас есть люди. Бог не в силе, а в правде. Мы это понимаем и особо не боимся. - Как часто у вас случаются богослужения? Понятно, что в каждом храме свой устав...
- В соборе каждый день. В других приходах по большим праздникам и в субботы и воскресенья. Есть разные традиции в разных храмах, но субботы и воскресенья - обязательные дни богослужений.
- Есть ли в епархии какие-то свои традиции? Может быть, особенные в силу специфики климата?
- Из того, что связано с Православием, у нас ежегодно проводится в Южно-Сахалинске концерт, посвященный неделе жен-мироносиц. Когда женщины узнали, что 8 Марта в принципе не наш праздник, то они, конечно, горевали, потому что оказались обделенными. Мы тогда подумали, хорошо бы действительно как-то отмечать православных женщин, и организовали в неделю жен-мироносиц ежегодный концерт, он проходил уже 3 года подряд, вот в этом году будет четвертый. Проводится концерт в зале на 800 мест, каждой приходящей женщине вручается цветок, такое внимание - это очень хорошо.
В этом году мы второй раз будем проводить на праздник Сретения такое совместное мероприятие воскресных школ Южно-Сахалинска, где учащиеся этих школ будут показывать различные концертные номера, будут общаться, проводить какие-то конкурсы, чтобы они сами на себе не замыкались, знакомились друг с другом, ощущали себя единой Церковью. У нас уже 4 воскресные школы, и к нам еще приедут из Холмска, это районный центр на юго-западе Сахалина.
В этом году юбилейный год святителя Иннокентия, он был канонизирован в 1977 году, поэтому отмечается тридцатилетие со дня его канонизации и 210 лет со дня его рождения. Мы уже выпустили памятный календарь, посвященный этому празднованию. Рассчитываем, что осенью, может быть, будут какие-то мероприятия. Вот такие традиции. Традиций мало, но это даже хорошо, потому что, бывает, традиции складываются нецерковные, но их так горячо защищают, что это потом сложно изменить. А здесь у нас Церковь молодая, поэтому все как в апостольские времена, с чистого листа начинается.
с сайта "Православие на Дальнем Востоке" Цитата: Основные стратегические направления развития г. Южно-Сахалинска до 2020 года.
http://www.regions-city.ru/gorod/u-saha ... 12632.html
- 1.1.3. Духовно-нравственное развитие
Духовно-нравственная составляющая приобретает с годами растущее значение в жизни России. Учитывая особенности Дальнего Востока, рыночные преобразования нарушили связи региона с материнской стороной, обострили угрозы в духовно-нравственной сфере.
По уровню жизни в материальном отношении и социокультурном плане дальневосточники объективно ещё длительное время будут уступать жителям европейской части страны. Причём экономизация хозяйства потребует здесь более высокой интенсивности труда. Консолидирующее ядро жителей региона – постоянное население – должно понимать и соглашаться с этим, находя здесь нечто такое, что компенсирует ему эту ущербность. Формирование данного «нечто» лежит в области духовно-нравственного и идеолого-патриотического воспитания и должно постоянно находиться в поле зрения различных уровней власти и общественных организаций.
Духовно-нравственное содержание личности во многом зависит от социального «поля», которое «лепит» внутренний облик человека. В него входят такие слагаемые как: семья – первичный социум, в котором «прорастают» духовно-нравственные свойства личности; язык (речь); образовательные учреждения – от детского сада до вуза; традиционные для России религии; культура и искусство; среда проживания; средства массовой информации; досуг. Социологические исследования показали достаточно здоровую нравственную среду в г. Южно-Сахалинске.
В качестве важнейших жизненных установок они ставят создание крепкой семьи (74,4%), воспитание детей (32,9%) и получение ими образования (44,4%). Озабоченность проявляется не только в материальном благополучии, но и падении духовности (37,1%), росте наркомании и алкоголизма среди молодежи (29,6%), снижении патриотизма, собственного достоинства (21,3%). В этой связи в стратегии развития г. Южно-Сахалинска необходимо сконцентрировать внимание на пяти направлениях духовно-нравственного «строительства».
Первые два – создание условий для этого процесса: формирование соответствующей нормативно-правовой базы; консолидация и координация действий всех субъектов (власти, бизнеса, религиозных конфессий, некоммерческих организаций, самого населения) в связи с вступлением в силу закона о местном самоуправлении.
Следующие три направления – собственно духовное «строительство», включающее: воспитание и просвещение жителей города, охватывающие культуру, образование, патриотическое, эстетическое, религиозное воспитание горожан, многообразные просветительские формы и программы; забота о комфортности, красоте среды проживания сахалинцев; создание современной инфраструктуры досуга, расширение его «ассортимента» с учётом потребностей всех возрастных и социальных групп населения.
В деле формирования общечеловеческий ценностей велика роль религиозных конфессий. Они могли бы конструктивно заниматься проблемами семьи, беспризорных детей, противостоять отрицательному воздействию на подрастающее поколение улицы, рекламы, средств массовой информации.
Первые шаги в этом направлении сделаны. В г. Южно-Сахалинске началось проектирование на территории Воскресенского кафедрального собора здания Духовно-просветительского центра. В нем будут размещены детская воскресная школа, филиал Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, приходская библиотека, актовый зал, трапезная, молодежный клуб «Братство Александра Невского».
Необходимо пополнять и расширять инфраструктуру «духовно-нравственного поля», оснастить современным оборудованием учреждения образования, культуры и искусства.В современных условиях развития общества информационное обеспечение играет первостепенную роль. Оно включает имеющуюся у субъектов взаимодействия информацию по различным аспектам духовно-нравственной деятельности, научно-методический и программный материал, обнародование средствами СМИ хода и результатов работы по реализации плана.Чтобы переход к устойчивому развитию города стал делом всего населения, у него необходимо выработать определенные установки, обладающие мотивационным и мобилизующим характером. Они должны играть роль общественного идеала и обеспечить сплочение всего городского сообщества в достижении стратегических целей развития г. Южно-Сахалинска.
Наиболее приемлемыми установками такого рода, способными консолидировать местное население, являются городской патриотизм и любовь к городу. Социологические оценки показали благоприятный настрой жителей в отношении г. Южно-Сахалинска: 59,6 % считают его комфортным для жизни, работы, воспитания детей; 37,2 % считают его своей родиной; 37,0% - местом жизни родных и близких.
Подобный настрой и подрастающего поколения: 54,7 % старшеклассников собираются в будущем жить и работать в г. Южно-СахалинскеВ реализации программы не обойтись без научно-методического и программного обеспечения. Претворение в жизнь плана духовно-нравственного развития должно опираться на научный фундамент: исследования социологов, культурологов, искусствоведов, педагогов, психологов, эмпирический опыт практиков, работающих в данной сфере. Немалый вклад в научно-методическое и программное обеспечение могут внести кафедры вузов г. Южно-Сахалинска.
Возможно создание временных научно-исследовательских коллективов, объединяющих учёных, педагогов различных вузов, выполняющих заказы администрации города и будущего Центра стратегического развития по разработке тех или иных программ, пособий, методических указаний и др.Духовно-нравственная сфера в силу своей чрезвычайной обширности требует привлечения большого количества специалистов – менеджеров, юристов, специалистов по законотворческой деятельности, экспертов-аналитиков, способных дать объективную оценку тому или иному проекту или программе, учёных, социологов, культурологов, педагогов, психологов, работников творческих профессий, книгоиздателей, библиотекарей, лекторов-просветителей. Их привлечение к осуществлению мероприятий стратегического плана возможно на общественных началах или на договорной основе.Особое беспокойство вызывает молодежь. В связи с деформациями естественного движения населения постепенно уменьшается молодежная популяция.
Ухудшаются медико-биологические показатели состояния ее здоровья. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Расширяются границы девиантного поведения, растет беспризорность. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления приводит к конфликту мотивов в сфере труда и потребления. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг.
На основании этих процессов складываются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для него характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности, свойственно больше специфических характеристик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на социальный прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных ситуаций; повышенная чувствительность и эмоциональность провоцирует эскалацию социальной напряженности.
Исходя из выше изложенного духовно-нравственное развитие жителей г. Южно-Сахалинска требует концентрации усилий по следующим направлениям:
• укоренение среди населения, органов власти, общественности понимания того, что духовно-нравственное содержание есть стержень личности, семьи, общества, нации, основа патриотизма и гражданственности, без чего человек, семья и общество превращаются в «машину потребления», в орудие и объект разнообразных манипуляций;
• более пристальное внимание к человеку не только как к работнику, а как к личности, гражданину, имеющему широкий спектр жизненных потребностей и духовно-нравственных качеств;
• расширение «поля» деятельности духовно-нравственной сферы, более активное участие в формировании культурно-гармоничного человека как носителя моральных, этических и эстетических, религиозных и других общечеловеческих ценностей и норм;
• создание жизнеспособной нормативно-правовой базы функционирования духовно-нравственной сферы;• воспитание и просвещение жителей города: объединение усилий власти, семьи и школы в деле нравственного воспитания подрастающего поколения; создание Русского культурного центра; преобразование городских библиотек в информационные и просветительские центры; создание молодежного штаба по защите духовности и нравственности; интенсификация работы в учебных заведениях против употребления учащимися наркотиков и других психоактивных веществ с обязательным вовлечением в нее педагогических коллективов; создание в городе общественного журналистского движения «СМИ против наркотиков»;
• формирование нравственной среды проживания: реставрация памятников, исторических и памятных мест; восстановление деятельности народных дружин; усиление контроля за благопристойностью наружной рекламы; организация конкурсов по эстетическому оформлению домов, дворов и других общественных мест;
• повышение роли г. Южно-Сахалинска в духовно-нравственном развитии как модельного центра для других городов и районов области;
• создание современной инфраструктуры отдыха: строительство на территории, прилегающей к городу, музея под открытым небом, где бы демонстрировались экспонаты, рассказывающие об истории освоения острова, образе жизни коренных народов Севера, айнов; расширение сети парков, интернет-кафе, центров семейного отдыха и для молодежи, клубов по интересам и др.;
• разработка концепции воспитания у молодого поколения чувства любви и уважения к родному городу, его истории и традициям, существенное увеличение финансирования молодежных программ;• обеспечение поддержки коллективных и личных инициатив жителей города, направленных на усиление консолидации городского сообщества;
• совершенствование системы самоуправления городом в направлении развития духовно-нравственных ценностей горожан, актуализации их более отдаленных духовных потребностей и мотивов деятельности, расширение масштабов исторического и патриотического мышления, восстановление и охрана памятников и памятных мест, формирования местных традиций (проведение массовых торжественных мероприятий, празднование знаковых дат и др.);
• налаживание систематической работы по накоплению, анализу и обобщению текущих достижений Южно-Сахалинска в различных сферах жизнедеятельности населения; выявление, анализ и оценка болевых точек города; разработка подходов для решения городских проблем с участием жителей города;
• организация пропаганды через СМИ примеров проявления патриотизма;
• введение в школах города факультатива по изучению истории г. Южно-Сахалинска, создание творческого коллектива по написанию соответствующего учебника;
• привлечение к пропаганде успехов города, решению его проблем землячеств южносахалинцев в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и других городах России и зарубежья;
•активизация деятельности религиозных конфессий: заключение договора о сотрудничестве в духовно-нравственной сфере между Сахалинской Епархией и администрацией г. Южно-Сахалинска; открытие Православной гимназии и Православного детского сада; проведение концертов «Рождественские вечера» и фестивалей духовной музыки; организация конкурсов детских рисунков на православные сюжеты; координация деятельности религиозных организаций; публикация вкладыша в городской газете с материалами о духовной жизни города;
•создание единой системы взаимодействия всех субъектов в области духовно-нравственного развития;
•нормативно-правовое регулирование санитарного состояния дворов и улиц, поведения граждан в общественных местах (нецензурные выражения, распитие спиртных напитков и курение, выгул собак и др.), содержания музыкальных программ в местах общественного отдыха;
•создание системы городского социологического мониторинга по оценке социально-психологического климата в городе.
_________________ Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!
|